Татхагата (тиб de shin sheg pa) — один из десяти эпитетов Будды Шакьямуни и всех тех, кто обрел Просветление и вышел за пределы перерождения. Перевод этого глубокого понятие обозначает: «тот, кто так пришел» либо «тот, кто так ушел». Этот эпитет использовался самим Буддой Шакьямуни по отношению к себе и к другим Буддам.

Буддийские символы в Тибетской культуре

Лодэн Шераб Дагьяб Ринпоче

Лама (тиб. bla ma — Наивысший учитель) — эквивалент санскритского слова Гуру («тяжелый», т.е. основательный, знающий).
В учении тибетского буддизма говорится, что Лама — главное сокровище буддийского учения, своей значимостью превосходящее три остальных — Будду, монашескую общину (Сангху) и само учение (Дхарму).

Без учителя невозможно получить и соответственно следовать учению. Учитель является корнем всех благословений и источником всех достижений.

Священные образы Тибета

Т. В. Сергеева

Учение Дзогчен — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла Учения означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом.

Само значение тибетского слова Дзогчен — «Великое Совершенство» — подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность.

Дзогчен — состояние самосовершенства

Чогьял Намкай Норбу

Бодхисаттвой называют «пробужденное существо» или «существо, стремящееся к бодхи». В ранних Джатаках термин относится к Шакьямуни, как в его прошлых жизнях, так и в этой жизни — до достижения Просветления.

В Махаяне термин приобрел значение «существа, которое стремится и достигает собственного Просветления для себя, но отказывается от нирваны, чтобы привести к этой цели всех живых существ».

Тибетское искусство

Локеш Чандра

Тара означает «Спасительница» (тиб. sgrol ma). Её называют так по причине того, что она спасает от восьми внешних страхов: от страха перед львами, слонами, огнём, змеями, ворами, водой, рабством и темными духами. Также она спасает от восьми внутренних страхов: от страха гордости, невежества, гнева, зависти, неправильных мыслей, привязанности, жалкого состояния и необоснованных сомнений. Тара спасает нас от опасности родиться в одном из трёх нижних перерождений.

Тибетская живопись

Ю. Н. Рерих

Защитники Дхармы (тиб. chos-skyong) — это образы мужского и женского проявления, которые ограждают нас от препятствий, мешающих нашей практике. На самом глубоком уровне они представляют собой наше истинное осознавание пустотности и проявляются в виде мощных энергий, которые являются наилучшей защитой от препятствий.

Его Святейшество XVII Кармапа

Тринле Тхае Дордже

Сохранение священного искусства всегда является частью сохранения Буддийской Дхармы.